Регионы

Размер шрифта AA

УФК по Псковской области
официальный сайт
Предыдущая версия сайта

Расширенный поиск

История

История казначейства на Псковщине

В России в древности казной называлось разного рода движимое имущество. Казна могла быть домовой, постельной, золотой, серебряной и так далее, но преимущественно под казной подразумевалось не частное имущество, а государево, монастырское, владычное, церковное. Со временем  казной стало принято считать совокупность имущественных средств государства. Казначей являлся хранителем казны.

В ХIV-ХV веках Псковское государство являлось вечевой республикой. Высшим органом власти республики являлось вечевое собрание стольного города. Вече выполняло законодательные и распорядительные функции, в том числе распоряжалось государственным имуществом. Собиралось вече по зову большого колокола у Троицкого собора. До настоящего времени за стенами Псковского Кремля сохранилась территория, носящая название         «вечевая площадь». Сени Троицкого собора служили местом хранения вечевой казны. В 1425 году Псков начал чеканить свои деньги. После присоединения к Москве (1510 год) Псковский денежный двор выпускал монету для всего государства, наряду с Московским и Новгородским дворами. В 1632 году денежный двор во Пскове был закрыт. В ходе реформ 1654-1663 гг. чеканка монет возобновилась. Деньги отправлялись в Москву подводами: 1659 год, январь – 36 подвод,  март – 19 подвод, июль – 24 подводы.

В ХVII веке центральным органом воеводского управления  Псковом являлась Съезжая (Приказная) изба. В комнате воеводы была выгорожена каменная казенка, где находился кованый сундук с ключом для денежной казны. Подъячие за службу получали жалование из казны. Приказная служба оплачивалась за счет местных неокладных доходов, состоящих из пошлинных сборов и от продажи недвижимости. В Псковской приказной избе было несколько отделений или «столов». Каждый  «стол» представлял собой определенный департамент, заведовавший определенным кругом дел. В штате Денежного «стола» состояло 13 подъячих, занимавшихся вопросами по сбору налогов, отправки денег в столицу, казенного строительства и т.д. Подъячие Денежного стола вели приходные книги и сметные списки, книги кабацких и таможенных пошлин. Окладные доходы высчитывались исходя из обязательных для плательщиков цифр («оклада»). Собранные деньги в сопровождении стрельцов отправляли в Москву. В казну также поступали доходы от производства и продажи алкогольных напитков.

Постепенно казна приобретала значение государственного центрального финансового ведомства. В начале ХVIII века зарождалась петровская казначейская система исполнения бюджета государства, а эпоха приказной системы исполнения казны заканчивалась. Петровские реформы предусматривали ведомственное ведение дел, изменение их пространственного распределения. В дальнейшем были предприняты более радикальные меры и начата реформа управления государством.

В 1775 году на местах были учреждены казенные палаты в губерниях и введена должность уездного казначея, в число обязанностей которого входили прием и хранение всех казенных доходов своего уезда.

Псковская губерния того времени имела иное в отличие от современного   административно-территориальное деление и насчитывала 8 уездов: Псковский, Островский, Опочецкий, Порховский, Новоржевский, Великолуцкий, Торопецкий (ныне Тверская обл.) и Холмский (ныне Новгородская обл.).

По наставлению (1781 год) Псковская казенная палата делилась на 7 экспедиций, в том числе 6-я возглавлялась губернским казначеем. Казначейством осуществлялся контроль за приходом денег, производилась ревизия счетов. Отделение казначейств заведовало счетоводством и отчетностью по приходу и расходу сумм, обращающихся в подведомственных палате кассах.

В 1802 году в России начали создаваться министерства, и казенные палаты, начиная с 1804 года, стали подведомственны Министерству финансов. Управляющий казенной палатой, он же вице-губернатор, назначался и увольнялся по представлению Министра финансов Высочайшими приказами. Начальники отделений и старший делопроизводитель определялись и увольнялись Министром финансов по представлению Департамента Государственного Казначейства. Все прочие должностные лица казенной палаты определялись  и увольнялись управляющим казенной палаты на общем основании. На штатные должности не свыше девятого класса могли быть приняты лица всех сословий.

Для размещения губернских учреждений по проекту 1824 года архитектора Франца Ябса  была начата капитальная перестройка бывшего генерал-губернаторского дома, что позволило  уйти от ежегодных расходов казны за наем помещений в частных домах. На арендную плату уходило до 11900 руб в год, а перестройка обошлась казне в 38222 руб. К 1828 году основные работы по Дому для присутственных мест были завершены, в который  въехали губернское правление, казенная палата, приказ общественного призрения, казначейство, уголовная и гражданская палаты, врачебная управа, дворянская опека и ряд других губернских учреждений. Местом расположения Дома присутственных мест было начало современной улицы Советской. На службе в Псковской казенной палате в 1830 году состояли: вице-губернатор Иван Иванович Лаубе, губернский казначей Иван Иванович Брант, псковский уездный казначей Иван Васильевич Макаров и др.

По утвержденному 23 мая 1866 года Александром Вторым мнению Государственного Совета казенные палаты в те годы ведали прежде всего счетоводством и отчетностью по приходу и расходу денежных сумм в подведомственных им казначействах. В общем присутствии казенной палаты производились следующие дела, требующие составления особых актов:

1) торги на подряды, поставки;

2) уничтожение контрмарок за обывательские подводы, зачтенная установленным порядком подать;

3) уничтожение вышедшей из употребления гербовой бумаги, испорченных листов ассигновок, испорченных листов приходного журнала и расчетных листов на получение пенсий.

Уездный казначей проводил в своем ведомстве казенные сборы, уведомлял о приходе и расходе казенную палату. Уездные казначеи отчитывались перед палатой как в деньгах, так и в счетах. Казенная палата получала от уездного казначея ведомости:

1) о сборе доходов;

2) о недоимках;

3) об употреблении доходов;

4) об остатке штатных расходов;

5) о хранении денежной казны;

6) о целости денег.

Наши коллеги в прошлом сами принимали платежи и выдавали денежную наличность, в том числе на казначейство была возложена работа по выплате пенсий увечным в результате участия в военных действиях инвалидам и членам семей, потерявшим кормильца, а также вышедшим в отставку военным чинам. Казначейские здания находились под вооруженной охраной до конца 90-х годов 19-го века. В связи с обеспечением охраны и противопожарной безопасности казначействам разрешалось принимать на хранение денежные сундуки и ящики других ведомств: Дворянской опеки, Городской Думы, Отделения Тюремного комитета, Сберегательной кассы, Земской Управы, Съезда мировых судей, Сиротского суда и других, с обязательным соблюдением особых правил упаковки владельцами.

В 18-м веке уездные казначейства в отчетности обязаны были указывать, сколько и какими деньгами принято платежей, то есть сколько и какими купюрами, монетами, в том числе серебром и медью.

В большом ассортименте по стоимости казначействами реализовывалась гербовая и вексельная бумага, для заемных писем, почтовая бумага с императорским титулом и без него, различные квитанции, патенты, свидетельства, паспорта, билеты, подорожные бланки.

В начале 19-го века в казенной палате велась Книга регистрации контрактов, договоров, векселей и обязательств, которая прошита и скреплена сургучной печатью. Казначейство принимало налоги по регистрируемым подрядам, поставкам и договорам, в том числе «от продажи питей», лесные подати и др.

В 19-м столетии и начале 20-го века казначейством осуществлялась выплата процентов по называемым в те годы «банковым билетам» и «восточному» займу.  Через казначейство производилась реализация игральных карт с отчислением  определенных сумм из выручки в качестве вознаграждения «казначейству за труды по карточной операции», незначительная  доля  поступала в распоряжение казенной палаты и Департамента Государственного казначейства, а основная часть выручки направлялась ведомству учреждений Императрицы Марии.

По имеющимся в фондах государственного архива Псковской области документам, раскрывающим казначейскую деятельность в Псковской губернии в период с 1775 по 1918 годы, можно сделать вывод о высокой исполнительской дисциплине казначеев тех лет, оперативности, достойной организации делопроизводства.

Документы казначейств по истечении сроков их хранения с разрешения казенной палаты подлежали продаже на публичных торгах, проведению которым предшествовала большая подготовительная работа. Архивные описи после проверки  соответствующими специалистами казенной и контрольной палат направлялись на экспертизу в Тверскую Ученую Архивную Комиссию. На основании экспертизы приходило окончательное разрешение о проведении публичных торгов из Департаментов Министерства финансов: Государственного Казначейства, Окладных Сборов и Неокладных Сборов. «Вырученные деньги должны быть причислены къ общимъ государственнымъ доходамъ», а книги и дела, вес которых исчислялся в пудах и фунтах, использовались победителями торгов в качестве оберточной бумаги.

Казенные палаты и казначейства были упразднены по декрету СНК РСФСР от 31 октября 1918 года, а их функции переданы учреждениям народного банка и вновь создаваемым финансовым органам.

     Возрождение органов Федерального казначейства на Псковской земле

Система исполнения федерального бюджета, существовавшая в молодой России после распада Советского Союза, имела целый ряд недостатков. Переход российской экономики к рыночным отношениям сопровождался разрушением централизованной государственной банковской системы, образованием многочисленных коммерческих банков, значительным снижением приоритетности исполнения федерального бюджета. Механизм использования финансовых ресурсов был слабо адаптирован к новым экономическим условиям и не способен был обеспечить «прозрачность» бюджета и эффективный контроль за целевым, рациональным использованием государственных средств. В условиях низкой оперативности и раздробленности сложно было определить величину кассовых расходов и совершать правильный маневр финансовыми ресурсами в условиях их дефицитности. Создавались возможности нецелевого использования бюджетных средств.

В целях проведения государственной бюджетной политики, эффективного управления доходами и расходами в процессе исполнения федерального бюджета, повышения оперативности в финансировании государственных программ, усиления контроля за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств Указом Президента России от 08.12.1992 г. № 1556 и постановлением Правительства РФ от 23.08.1993 г. № 864 был решен вопрос об образовании Федерального казначейства.

Воссоздание органов казначейства в Псковской области началось в октябре 1993 года с образования Управления. Приказом Министра финансов Российской Федерации Б.Г. Федорова от 20 октября 1993 года на должность начальника Управления Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Псковской области был назначен Николай Петрович Павлов, работавший до этого первым заместителем начальника финансового управления Псковской области. Первым главным бухгалтером – начальником отдела учета и отчетности была Алевтина Борисовна Григорьева. Эти люди – настоящие профессионалы, которым присущи не только большой опыт финансовой работы, но и высокие организаторские способности, хорошее знание кадров финансовой системы на территории всей области.

Благодаря организаторскому таланту Н.П. Павлова, в очень короткие сроки были сформированы территориальные отделения во всех районных центрах области, а в городе Великие Луки объединенное – по городу и району. Начинать нужно было с нуля по всем направлениям – подобрать достойные кадры, найти здания или помещения для размещения сотрудников, закупить необходимую мебель и оборудование, канцелярские принадлежности.

В 1999 году было сформировано Отделение Федерального казначейства по городу Пскову, функции которого ранее выполнялись сотрудниками областного Управления. Таким образом, на 1 января 2000 года в области было 26 юридических лиц казначейского ведомства, 25 из которых подчинялись Управлению, а Управление – Министерству финансов, в структуре которого находилось Главное управление Федерального казначейства (ГУФК).

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 314 с 1 января 2005 года органы Федерального казначейства выделены в самостоятельную федеральную службу в ведении Министерства финансов Российской Федерации, и Управление стало подчиняться непосредственно Федеральному казначейству. 

Одной из первых задач, поставленных перед казначейством, была проверка коммерческих банков на предмет своевременности и полноты списания банками платежей в доход федерального бюджета со счетов налогоплательщиков и своевременного зачисления указанных средств на доходные счета, открытые в учреждениях Банка России. В дальнейшем в соответствии с распоряжением ГУФК Управлению и Отделениям было предоставлено право на открытие двух доходных счетов: на действовавших в то время балансовых счетах № 100 «Доходы федерального бюджета» и № 90 «Доходы, распределяемые органами федерального казначейства».

Финансирование получателей средств федерального бюджета осуществлялось в период с июля 1994 года по 1996 год путем перечисления денежных средств с казначейских  счетов, открытых Управлению и Отделениям на балансовом счете 120 «Средства федерального бюджета», на основании реестров по финансированию, поступавших от ГУФК посредством факсимильной связи, и реестров на распределение финансирования, доставляемых в Управление распорядителями бюджетных средств, на текущие счета бюджетополучателей, открытые в учреждениях банков.

В целях сокращения встречных финансовых потоков Управление в числе одних из первых в 1995 году по распоряжению ГУФК получило право на финансирование по безденежным реестрам за счет доходов, зачисляемых в федеральный бюджет на территории области. Безденежные реестры доводились, как правило, на гашение многомесячной задолженности по денежному довольствию и продовольственному пайку сотрудникам силовых ведомств, учреждения которых в то время не были переведены на казначейскую систему обслуживания и имели колоссальные суммы задолженности по коммунальным и другим платежам. Суммы, поступающие через казначейство, имели строго целевое назначение и не подлежали списанию в счет погашения картотеки.

Первая инструкция по ведению лицевых счетов распорядителями и получателями ассигнований, финансируемых из федерального бюджета через органы Федерального казначейства, была утверждена приказом Министерства финансов Российской Федерации от 9 октября 1996 года № 3-Е1-6/50. В течение 1997 года осуществлялась подготовительная работа по открытию лицевых казначейских счетов клиентам, изучался первый программный продукт «Смета-F». Большой проблемой при переводе бюджетополучателей на полное казначейское обслуживание являлось наличие задолженности по коммунальным и иным платежам в картотеке, что препятствовало закрытию текущих бюджетных счетов в банковских учреждениях. Одновременное наличие лицевых счетов в банке и казначействе не допускалось.

Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 28 августа 1997 года № 1082 «О мерах по ускорению перевода на казначейскую систему исполнения федерального бюджета» в области начался поэтапный перевод распорядителей и получателей средств федерального бюджета на финансирование расходов через лицевые счета, открытые в Управлении и Отделениях. Одновременно осуществлялась работа по открытию текущих счетов для консолидации сумм доходов и расходов Отделениям в районах, где отсутствовали Расчетно-кассовые центры Центробанка России, в сети Сбербанка в связи с банкротством в области ряда коммерческих банков, в которых ранее обслуживались казначейские счета. В те годы специальной правительственной комиссией были разработаны критерии для коммерческих банков, при соблюдении которых разрешалось открытие и обслуживание казначейских текущих бюджетных счетов. В нашей области с учетом требований по надежности банков кроме сети Сбербанка РФ права на обслуживание счетов казначейства другие коммерческие банки не получили. В Дедовичском, Палкинском и Пыталовском районах филиалы обанкротившихся коммерческих банков были закрыты, и казначейские счета на протяжении нескольких месяцев обслуживались в РКЦ соседних районов: Порховском, Псковском и Островском. Это создавало большие неудобства и  увеличивало материальные и трудовые затраты Отделений казначейства ежедневно и клиентов при необходимости получения денежной наличности. В то же время, такие обстоятельства способствовали более интенсивной подготовительной работе и открытию казначейству текущих счетов в учреждениях Сбербанка  в районах, где отсутствовали РКЦ. Отделение по Дедовичскому району первым было переведено на работу со Сбербанком одновременно с открытием лицевых счетов клиентам казначейства.

В первые месяцы и годы работы при переводе клиентов на лицевые счета требовалось выполнять много ручной работы, что приводило к необходимости  постоянных задержек сотрудников за пределами нормальной продолжительности рабочего дня. Платежные поручения клиенты должны были предоставлять на бумажных носителях в 5-ти экземплярах, первый из которых до доставки в банковское учреждение подлежало подписать руководителю и главному бухгалтеру казначейства. В программный продукт «Смета-F» до внедрения системы штрихкодирования «Би-принт» документы заносились вручную.

Значительными событиями в казначейской жизни конца 90-х годов прошлого века можно считать введение в действие Инструкции по бухгалтерскому учету исполнения бюджетов, утвержденной приказом Минфина России от 17 февраля 1999 г. № 15н, и Инструкции о порядке открытия и ведения органами Федерального казначейства лицевых счетов, утвержденной приказом Минфина России от 30 декабря 1999 г. № 106н.

Инструкция № 15н не только ввела кассовый метод учета исполнения бюджетов, но и позволила регистрировать дополнительные активы и обязательства.

Инструкция № 106н четко определила структуру лицевого счета, открываемого в органах Федерального казначейства. Была введена обязанность владельца лицевого счета вместе с платежным поручением для проведения кассовых выплат в обязательном порядке предоставлять в казначейство документы, подтверждающие возникновение денежных обязательств.

Введение в 1999 году учета лимитов бюджетных обязательств позволило приостановить образование задолженности бюджетных учреждений, финансируемых за счет средств федерального бюджета, за коммунальные услуги.

На уменьшение или ликвидацию задолженности в бюджет по подоходному налогу и платежам в государственные внебюджетные фонды также повлиял казначейский контроль, так как действовало требование к органам казначейства об учинении записи в денежных чеках на получение заработной платы о предъявлении клиентом платежных поручений для перечисления платежей в бюджет и внебюджетные фонды.

С 1 января 2000 года был введен Бюджетный кодекс Российской Федерации, которым законодательно закреплена казначейская система исполнения бюджетов.

В рамках реализации Концепции фунционирования Единого казначейского счета осуществлялись мероприятия по централизации операций по учету доходов федерального бюджета на уровне Управления, отрабатывалась технология централизованного учета и распределения доходов. 

С 2001 года на единый счет УФК по Псковской области стали зачисляться в полном объеме федеральные, областные и местные налоги и сборы для последующего распределения и перечисления доходов от их уплаты в соответствующие бюджеты. После централизации доходов на уровне Управления учетом доходов стали заниматься 13 сотрудников вместо 76. Прохождение денежных средств с момента их уплаты налогоплательщиками до момента зачисления в бюджеты всех уровней сократилось до 2-х дней.

На основе современных технологий была организована внутрирегиональная система передачи данных, во всех Отделениях построены локальные вычислительные сети, а в Управлении – структурированная вычислительная сеть.

С 2000-го года организовано электронное взаимодействие с Главным управлением Центробанка РФ по Псковской области по защищенным каналам связи.

В период с 2000 по 2003 год органы Федерального казначейства Псковской области поэтапно приняли на кассовое обслуживание областной и местные бюджеты с открытием и ведением лицевых счетов.

После ухода первого руководителя Управления Н.П. Павлова на заслуженный отдых, с марта 2003 года приказом Министра финансов РФ Кудрина А.Л. руководителем Управления была назначена Валентина Васильевна Федорова, замещавшая с июля 1994 года должность заместителя руководителя - начальника отдела платежей из федерального бюджета.

С 2003 года осуществлен переход на работу в условиях функционирования Единого казначейского счета на балансовом счете 40105(бывший 120-й) с централизацией операций по безналичным расчетам бюджетополучателей федерального бюджета на уровне Управления.

Во всех Отделениях была организована защищенная корпоративная сеть передачи данных.

Развернут региональный узел связи между Главным управлением Федерального казначейства Минфина России и Управлением.

С 1 января 2006 года кассовое обслуживание с ведением лицевых счетов бюджетополучателей и санкционированием расходов органами Федерального казначейства осуществляется на основании подписанных с Администрациями  муниципальных районов Соглашений (кроме г. Пскова и Опочецкого района).

Внедрена система электронного документооборота посредством прикладного программного обеспечения Федерального казначейства «СЭД» с использованием электронной цифровой подписи.

С января 2006 года осуществлена централизация на уровне Управления счета областного бюджета 40201.

В 2006 году Управление и его Отделения перешли на централизованное программное обеспечение «Центр-КС», обеспечивающее высокую точность и оперативность работы всех функциональных блоков казначейской системы.

С начала 2007 года все счета для кассового обслуживания местных бюджетов открыты на уровне Управления.

Учет операций со средствами областного бюджета и со средствами, находящимися во временном распоряжении федеральных учреждений, стал осуществляться в единых для всех органов Федерального казначейства области базах данных в режиме реального времени. Ведение бюджетного учета и формирование отчетности стало осуществляться непосредственно Управлением.

В рамках современного и эффективного информационного ресурса был создан официальный Интернет-сайт Управления.

В течение нескольких лет проводились работы по созданию систем инженерного обеспечения и формированию ведомственной транспортной сети.

С октября 2010 года Управление в числе первых 20-ти управлений Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации перешло на новый программный продукт Автоматизированная система Федерального казначейства (АСФК), разработанный компанией Оracle.

В целях повышения эффективности деятельности органов Федерального казначейства Псковской области с 1 апреля 2010 года была произведена реорганизация двух близко расположенных Отделений путем присоединения Отделения по Новоржевскому району к Отделению по Бежаницкому району с сохранением удаленных рабочих мест в г. Новоржеве.

В течение 2011 года в три этапа была проведена реорганизация подведомственных Управлению Отделений путем присоединения к Управлению в качестве структурных подразделений 24-х территориальных отделов. По итогам реорганизации ведение бюджетного, налогового и управленческого учета, а также формирование бюджетной отчетности по главе 100 «Федеральное казначейство» было централизовано на уровне Управления.

В связи с уходом В.В. Федоровой с государственной гражданской службы по истечении срока контракта, с конца июля 2012 года временное исполнение обязанностей руководителя Управления было возложено на заместителя руководителя Дмитрия Геннадьевича Губина. Приказом Министра финансов Российской Федерации с февраля 2013 года Д.Г. Губин назначен руководителем Управления.

В 2012 внедрена система удаленного финансового документооборота (СУФД), обеспечивающая  информационное взаимодействие клиентов с  Управлением в режиме реального времени с использованием сети Интернет.

В 2014 году реализован новый механизм предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета  бюджету Псковской области под фактическую потребность получателей средств области.

С сентября 2013 года на казначейское обслуживание принят территориальный Фонд обязательного медицинского страхования, а с 1 января  2014 года осуществляется кассовое обслуживание Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации Псковской области с подведомственной сетью и Государственного учреждения – Псковского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации.

В 2014 году было произведено объединение двух территориальных отделов, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения муниципальных бюджетов г. Пскова и Псковского района.

На протяжении ряда лет Управление строит свою работу в рамках реализации мероприятий, предусмотренных Стратегической Картой Казначейства России на 2010-2017 годы.

Единое информационное пространство казначейства базируется на компьютеризированных технологиях и обеспечивает целостность информации и сохранность конфиденциальных и секретных сведений.

Федеральное казначейство является оператором следующих систем:

-официальный сайт для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru);

-официальный сайт для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях (www.bus.gov.ru);

-государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП);

-государственная автоматизированная информационная система «Управление»;

-государственная интегрированная информационная система управления общественными финансами «Электронный бюджет»;

-информационно-аналитическая система мониторинга ключевых показателей исполнения бюджетов бюджетной системы  Российской Федерации (КПЭ).

Сотрудники Управления постоянно проводят работу по наполнению и поддержанию в актуальном состоянии реестров и справочников,  являющихся основой функционирования информационных систем Федерального казначейства.

В 2015 году полномасштабно развернута работа в единой интегрированной  информационной системе управления общественными финансами  «Электронный бюджет». Начался процесс подключения пользователей к системе для возможности формирования реестра участников бюджетного процесса и иных юридических лиц, ведомственных перечней государственных и муниципальных услуг, осуществления закупок.

Система «Электронный бюджет» создает условия для электронного санкционирования расходов, при однократном вводе данных  достигается быстрая обработка информации в единой базе данных или нескольких сопряженных друг с другом базах. Портальные решения при полномасштабном внедрении системы «Электронный бюджет» создают возможности по доступности и прозрачности бюджетных потоков.

При этом Управление функционирует не автономно, а в тесном взаимодействии с администраторами поступлений в бюджет, налоговыми, контрольно-ревизионными органами, правоохранительными органами, кредитными организациями, распорядителями, получателями бюджетных средств и другими организациями.